Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

Prokimen.ru :: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2008
ОТЧЕТ о работе направления «Церковь и культура» XVI Международных Рождественских образовательных чтений
6 Марта, 2008, 15:14:00

30-31 января 2008 года в Москве в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась работа VI направления «Церковь и культура» (председатель — епископ Магнитогорский Феофилакт; ответственный секретарь — В.А. Никитин, академик РАЕН, акад. Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации).
Направление объединило 18 научных и образовательных конференций, секций и круглых столов; с учетом 4-х подсекций и пленарного заседания, ставшего самостоятельной конференцией, — 23 структурные единицы. В работе направления «Церковь и культура» приняли участие видные ученые и деятели культуры, преподаватели вузов и духовных школ, члены творческих союзов и общественных организаций. Среди них культурологи, богословы и историки, филологи и философы, искусствоведы и иконописцы, композиторы и архитекторы, деятели театра и кино, регенты хоров и музейные работники, библиотекари, специалисты в области информатики, представители бизнеса и меценаты. Имена более 420 докладчиков указаны в официальной печатной программе XVI Рождественских Чтений, этот перечень занимает несколько десятков страниц.
Масштаб направления можно считать беспрецедентным, география его по сравнению с прошлогодними Чтениями тоже существенно расширилась — от Триеста до Владивостока и от Петрозаводска до Тбилиси.
Важно отметить, что в работе направления «Церковь и культура» получили отражение памятные даты, которые Русская Православная Церковь и культурная общественность Российской Федерации отмечают в текущем 2008 году; прежде всего, это 1020-летие Крещения Руси. Ряд докладов и сообщений был приурочен к следующим памятным датам и юбилеям: 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, 500-летию преставления преподобного Нила Сорского, 135-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, 135-летию со дня рождения Ивана Шмелева, 200-летию со дня рождения Петра Киреевского, 225-летию со дня рождения Владимира Жуковского.
Концепция направления, его общие задачи были определены на первом пленарном заседании направления «Церковь и культура», которое задало тон работе всего направления. В докладе епископа Магнитогорского Феофилакта «Сотрудничество традиционных религиозных конфессий и культур как общенациональная идея консолидации общества» было отмечено, что сегодня все здравомыслящие люди понимают: главным условием сохранения целостности многонациональной России как единого государства является межнациональное согласие, и непременной предпосылкой этого является согласие межрелигиозное. Россия — единственная в мире страна, где живут более ста народностей, принадлежащих к различным религиозным конфессиям.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» выработана конструктивная и открытая в целом позиция РПЦ в межконфессиональном диалоге. Его цель в том, чтобы преодолеть разобщенность общества, способствовать его стабильности. Это значит, нельзя исключать из приоритетных нравственные задачи, которые стоят перед современным гражданским обществом. А их, в свою очередь, невозможно решить без опоры на религиозные, и прежде всего, христианские ценности.
У большинства населения есть единая заинтересованность в упрочении общероссийской государственности. Все народы стремятся к сохранению и развитию не только своей этнокультурной самобытности, но также ориентируются на общероссийские и общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Всё это служит основой для сотрудничества религиозных конфессий и культур.
В своем докладе владыка Феофилакт подчеркнул, что 80% граждан России — русские, что великий русский народ — становой хребет нашей державы. Если говорить о соблюдении демократического принципа, то государство, равно как и народы, в нем живущие, должны прислушиваться к голосу большинства. К тому же русская, славянская культура по своей сути — собирательная. Русские люди, исповедуя Православие, свободны от стремления к господству над другими народами, ничуть не умаляя культуры других национальностей. Более того: Россия всегда была гарантом сохранения культур других народов. Это можно увидеть, например, побывав в Чувашии, Мордовии, Осетии, Удмуртии, на Южном Урале и во многих других регионах. Православная Россия может стать связующим мостом между Востоком и Западом, равно как и мостом в миротворческом диалоге конфессий и культур. В этом одна из граней нашего исторического призвания.
Доклад «Церковь и культура» ответственного секретаря направления был посвящен общим вопросам взаимоотношения религии и культуры. Эти вопросы в условиях нынешнего духовного возрождения (или пробуждения) приобрели в России неожиданную и важную актуальность. Главный из них — проблема воцерковления культуры. Силы зла противятся внедрению в систему образования основ православной культуры, потому что в этих основах — Закон Божий. Знание его совершенно необходимо, прежде всего, для приходящих в Церковь. Ведь многие из них прибегают к Православию как к некоей контр-идеологии: во Христа крестятся, но во Христа не облекаются. С другой стороны, иные православные готовы отряхнуть, как прах со своих ног, саму культуру. Но существование подлинной духовной свободы немыслимо и невозможно изолированно от культуры; свобода и есть наиболее зрелый плод культуры, причем плод именно христианской, европейской культуры, носителем которой является Церковь. Один из путей воцерковления культуры — возврат к сугубо нравственным ценностям и императивам, то есть, возрождение культуры религиозной, церковной, возвращение культуры к этике и метафизике, к подлинной духовности. Ибо духовное — нечто божественное, а душевное — лишь человеческое. Культура, утратившая свою религиозность, строго говоря, теряет и духовность. Катехизация и евангелизация — ключ к воцерковлению культуры; широкая катехизация снимет опасность лаицизма или обмирщения, угрозу секуляризации культуры, сделает возможным апостолат мирян, то есть и миссию свидетельства об истине христианской веры неверующим.
Интеллигенция призвана не только осмыслить христианство как мировоззрение, но включиться в живой опыт Церкви, усвоить язык обрядов и Таинств, язык богослужебных песнопений и символов, то есть, приобщиться к внутренней жизни Церкви, с полным пониманием того, что культура происходит от культа, что Церковь по своей природе глубоко культурна, наследуя лучшее в мировой культуре со времен античности.
Президент культурной Ассоциации «Радонеж» во имя дружбы Италии и России, г-н Бруно Дзеккини (Италия), представил доклад «Словарь русско-итальянской религиозной лексики (“Glossario russo-italano di lessico religioso”) — в помощь языку молитвы». Живой отклик участников Чтений на этот доклад показал актуальность данной работы и необходимость издательства таких словарей для разных языков.

***
На двухдневной научной конференции «Православная Церковь и духовная культура» в Высоко-Петровском монастыре было представлено около 40 докладов.
Многие участники конференции говорили о причинах кризиса современной цивилизации и культуры и о средствах его преодоления, о необходимости сотрудничества и взаимодействия Церкви и творческой интеллигенции во имя блага и процветания России, ради ее подлинного духовного возрождения. Состоялся серьезный и принципиальный разговор о значении духовного просвещения, его роли в русской культуре, о верности традиции и ее сочетании с поисками новых форм.

***
В работе секции «Православное радио и телевидение. Проблемы и перспективы», прошедшей под председательством епископа Магнитогорского Феофилакта, при поддержке Фонда Славянской письменности и культуры, приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, Общественной палаты при Президенте РФ, депутаты Государственной Думы РФ, руководители департаментов федеральных радио-телеканалов, сотрудники Роспечати, участники кинофестивалей «Радонеж», «Покров», «Золотой витязь». Участники секции констатировали:
1) культура по-прежнему во многом зависит от коммерческих интересов и вкусов, что ведет к развращению и огрублению общественного вкуса и нравов;
2) современные условия делают необходимым, с одной стороны, подготовку православных работников в области СМИ, с другой — обучение журналистов, освещающих вопросы религиозной жизни;
3) рост популярности сети Интернет побуждает задуматься о необходимости внесения дополнений в закон о СМИ, которые бы учитывали развитие электронных технологий связи;
4) перспективы развития цифрового вещания побуждают указать на желательность включения православных телепрограмм в обязательный для вещания «социальный пакет».
***
Умелым и инициативным организатором конференций по русскому языку и литературе, а также по благотворительности и меценатству стал поэт и меценат Е.М. Ряпов. В работе этих конференций, прошедших при содействии ректора Литературного института им. Горького Б.Н.Тарасова, прот. Всеволода Чаплина, прот. Владимира Волгина и других, приняли участие более 120 человек.
В результате живого творческого диалога, осмысления процессов, происходящих в литературе, Церкви и в обществе, обмена опытом благотворительности на конкретных примерах, православные писатели и благотворители консолидировались. Были приглашены детские коллективы — театр Сретенского монастыря и хор социально-реабилитационного приюта Саввино-Сторожевского монастыря. Разговор с участием детей приобрел исключительно задушевный, не формальный характер, вдохновляясь поэтическим призывом Е.М. Ряпова составить «Словарь Добрых Слов». Прозвучали конструктивные предложения по активизации творческого контакта писателей с читателями, создания постоянного писательского семинара на базе РПИ св. Иоанна Богослова, с целью помочь и поддержать наиболее талантливую часть православного писательского сообщества, с дальнейшим учреждением престижных литературных премий (например, имени Ивана Ильина) и газеты «Православный писатель». Получили поддержку пожелания об организации выступлений и мастер-классов поэтов и писателей в православных вузах и гимназиях под патронажем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Была высказана инициатива по составлению общего письма к благотворителям относительно расширения издания православной литературы.
В докладах участников были ясно сформулированы основные принципы церковной благотворительности, понимание которых может принести реальную пользу Церкви и обществу, включая конкретные рекомендации храмам, монастырям, благотворительным структурам о нахождении меценатов и благотворителей. Прозвучали проективные дополнения к Закону о благотворительности и некоммерческой деятельности применительно к меценатам Церкви, с целью инициировать их обсуждение в Государственной Думе. Возникла ценная инициатива по организации семинара по благотворительности для заинтересованных церковных структур, в том числе для представителей епархий. Заслуживают внимания предложения по приёму писем и прошений от благотворительных структур, открытых при храмах и монастырях (больниц, приютов, попечений и т.д.), с целью их продвижения в соответствующих инстанциях, а также предложения по работе со СМИ, чтобы обозначить важность и актуальность для общества милосердной деятельности церковных меценатов, поощрить ее присуждением церковных и государственных наград различного достоинства.
***
Заслуженный интерес вызвала тема секции «Целомудрие в литературе». Сегодня в читательский круг интересов все чаще попадают книги малохудожественные, сомнительные по содержанию и морали: агрессивные, безнравственные и пагубные как для взрослой, так и для детской психики. Разрушен не только целостный мир человека, но и сами представления о целомудрии человека и целостности его мировосприятия. И это не может не волновать. Именно об этом говорил Владимир Крупин — председатель секции и ее ведущий.
Со времен Древней Руси, когда зародилась отечественная литература, русский писатель, как носитель православных традиций, всегда чувствовал свою ответственность перед Господом; классическая русская литература отличалась нравственностью и духовностью, состраданием и любовью. Для большинства русских писателей Православие и было тем состоянием души, смыслом жизни, которое двигало их творческую мысль, оказывалось стержнем духовного развития.
Отдельный и весьма интересный разговор состоялся о детской литературе, о проблемах писателей, работающих для детей. Был поддержан Международный конкурс книг для детей и юношества имени Алексея Толстого, который выявил ряд талантливых писателей из провинции, и что отрадно — тема целомудрия и нравственности для многих оказалась принципиально востребованной. На секции была подчеркнута важность домашнего чтения в кругу семьи, говорилось о воспитательной функции книги, формировании через книгу целостного представления детей о мире, о возрастном подходе к выбору книги.
***
Конференция «Православные основы традиционной народной культуры России» была посвящена памяти П.В. Киреевского, выдающегося мыслителя-славянофила, основоположника отечественной фольклористики.
Была показана высокая роль П.И. Киреевского в осмыслении духовной сути русской народной культуры, а также рассмотрен аналитический материал об использовании традиционной народной культуры в программах по основам православной культуры (ОПК), разрабатываемых в рамках регионального этнокультурного компонента в епархиях РПЦ.
По данным епархиальных отчетов, — подчеркнул о. Александр Кузин, руководитель отдела по связям с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ и председатель секции — привлечение местных традиций многократно увеличивает эффективность курсов по ОПК и облегчает процесс их встраивания в образовательные программы школ, а также помогает проводить согласование программ по ОПК с региональными органами власти и государственной системой образования.
Большое внимание было уделено также духовному наследию И. В. Киреевского. Именно ему принадлежит бесспорный приоритет в осмыслении вопроса об особой роли России и русской культуры в мире, то есть, приоритет провозвестника “русской идеи”, включающей мысль об особом пути России, отличном как от Востока, так и от Запада, о чем шла речь в докладе В.А. Никитина «Актуальность “русской идеи” Ивана Киреевского». Не случайно в области гуманитарных наук он самое пристальное внимание уделял философии истории, в сфере которой весьма аргументировано обосновывал самобытность исторического пути России, предопределенного ее православным выбором. Важно отметить и то, что, признавая Божественный Промысл в истории, философ не отвергал свободу человеческой воли и необходимость творческой активности человека. Он надеялся и верил, что обновление культурно-общественной жизни в России может начаться с обновления жизни церковно-монастырской, ибо только Церковь являет собой соборную целостность народа, где «созидание каждой личности созидает всех». В настоящее время актуальность “русской идеи”, да и вообще славянофильства заметно возрастает, отражая не только рост нашего национального самосознания, но и его радикализацию. С другой стороны, мы имеем сегодня односторонние, явно зауженные и глубоко ошибочные оценки русской идеи, как якобы «идеологии русского империализма».
Состоялся плодотворный разговор и обмен опытом в использовании народной культуры в качестве основы преподавания и воспитания в школах.
Были представлены результаты работ по педагогике и научных исследований по этнологии, эпосу, фольклористике, искусствоведческому анализу традиционных форм народного искусства России, а также материалы полевых и экспедиционных исследований этнографов и педагогов.
Особую самобытную творческую атмосферу конференции придали выступления фольклорных коллективов из регионов России.
Было высказано единодушное мнение, что традиционная народная культура России как корневая фундаментальная основа нашей отечественной культуры несет в себе мощный православный духовный потенциал, освоение которого является насущной необходимостью всех, кто занимается религиозным образованием в России. Уже не надо доказывать, что тезис о христианской основе народной культуры России, необходимо прикладывать усилия в развитие педагогической практики в процессе школьного обучения и воспитания.
Важно отметить, что ученые и практики подтвердили, что в тысячелетней православной культуре России заложен потенциал родственного и уважительного отношения к другим формам традиционной культуры и религиозности разных стран и народов. Это и есть важнейший гарант стабильности и толерантности в обществе.
Всероссийский конкурс программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «За нравственный подвиг учителя» 2007 г. показал, что около 40 % программ, присланных на 2-й и 3-й этапы конкурса, основаны или используют педагогический потенциал народной культуры.
В связи с вышеизложенным участники конференции отметили целесообразность своего сотрудничества в следующих XVII традиционных Рождественских Образовательных чтениях c направлением №2 «Школа в XXI веке».

***
Работа секции «Церковное искусство» и круглого стола на тему «Церковное искусство и современное православное образование» обратилась к рассмотрению вопросов исследования и преподавания иконописания, а также иконописной практики.
Было отмечено, что сегодня очень остро стоит вопрос новых иконографий и творческого развития иконописания, которое при соблюдении канонической основы не должно быть механическим копированием древних образцов, в то же время надо освободиться от фотографического воспроизведения новопрославленных святых, облик которых хорошо известен.
Большое внимание было уделено иконописной традиции ХХ века, выживавшей в трудных условиях эмиграции. Большой интерес вызвал доклад искусствоведа из Мюнхена о путях стилизации храмовой архитектуры. Был поднят актуальный вопрос о том, продолжаем ли мы оборванную революцией 1917 г. традицию «историзма» в архитектуре или просто механически соединяем разные храмовые архитектурные элементы?
Поднимались также темы исследования древнерусской и византийской традиции и проблемы ее преподавания, использования мультимедийных проектов для обучения иконописцев.
В докладах отмечалось, что нередко церковное убранство храмов не соответствует канонам, художественному уровню и стилистическому единству. Особое внимание надо обратить на восстанавливаемые храмы. Хорошо, когда в епархиях создаются под главенством архиереев церковно-археологические комиссии, которые бы помогали в грамотном оформлении убранства храмов и осуществляли бы должный надзор.
Среди тем, обсуждаемых за круглым столом, помимо новых иконографий вставал вопрос об образцах, о недопустимости ремесленно-поточного подхода в иконописании, о проблемах «бумажных икон», т.е. полиграфической продукции, которая противоречит высокому пониманию церковного образа. Полезным был разговор о методах обучения иконописцев, а также о необходимости воспитания зрителя и, главным образом, заказчиков, среди которых большая часть — духовенство. Не во всех епархиях должным образом поставлено в семинариях преподавание церковного искусства, к тому же священники старшего поколения зачастую оказываются некомпетентными в вопросах иконописания, хотя на них лежит ответственность за украшение храмов. Помощью в этом деле могли бы служить публикации удачных образцов современной иконописного искусства: икон, росписей, прикладного искусства. Было отмечено, что до сих пор нет печатного органа (журнала), посвященного проблемам церковного искусства, тогда как он крайне необходим и мог бы стать связующим звеном между различными региональными иконописными центрами.
Ряд участников высказались за улучшение технического обеспечения секции в будущем (условия демонстрации изображений с дисков), за скорейшую публикацию докладов.
Игумен Лука (Головков) и игумен Андроник (Трубачев) были солидарны в том что следует поставить вопрос перед руководством Чтений о специальном зале (например, договориться об этом с Третьяковской галереей). Большую пользу дала бы возможность проведения секции в иконописной школе при Московской Духовной академии, где можно было бы сопровождать работу выставкой, легко организуемой в условиях академии. Важно уделять должное внимание учебным пособиям вспомогательно-технического характера (например, компакт-дискам с большим количеством иллюстраций, распределенных по отдельным видам церковного искусства).

***
Доклады секции «Возрождение традиций русского храмового зодчества» можно условно разделить на два направления — теоретическое и практическое. Прозвучали выступления о проблемах восстановления древних монастырей и храмов (например, о реставрации архитектурного ансамбля Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, где была отмечена уникальность памятника и сложность выбора концепции реставрации всего комплекса), о проектировании, строительстве и осуществлении росписей (в том числе на основании агиографического материала) новопостроенных храмов в разных епархиях.
Была убедительно показана возможность сочетания аскетичности древних псковского и новгородского стилей храмовой архитектуры с современными требованиями заказчиков; между тем, такие заказчики нередко готовы следовать ошибочным представлениям о «современном» благолепии сооружаемых ныне храмов.
Также прозвучали доклады об исследовании древних храмов: о символике уникальной скульптурной пластики белокаменной резьбы Троицкого храма XVII в. в с. Дединово Московской епархии, об архитектуре первого Успенского собора Московского Кремля, датировке его закладки и строительстве (на основании серьезных научных исследований, проведенных в последние годы в Московском Кремле).
Особая тема — строительство храмов в так называемых элитных коттеджных поселках. Это тенденция, которая реально будет определять одно из направлений проектирования новых храмов, требуя от архитекторов профессиональной принципиальности и твердости в следовании лучшим образцам нашего зодчества, во избежание вкусовщины и помпезной безвкусицы.
Завершилось заседание секции сообщением гл. специалиста «Арххрама» М.Ю. Кеслера о возможности вхождения в Международный союз архитекторов и создании электронной информационной базы данных по проектированию и строительству православных храмов.
Доклады и сообщения после редакторской обработки предполагается разместить на сайте www.pavlovskayasloboda.ru.

***
На заседании секции «Духовно-нравственное музыкальное воспитание», проведенное Лабораторией хоровой педагогики Российского Православного Института св. Иоанна Богослова, поднимались вопросы, связанные не только с хоровой педагогикой, но и вопросы вокального мастерства, использования новых информационных технологий в процессе обучения вокалистов. В ходе живой дискуссии разбирались формы и методы организации учебного процесса в детских и юношеских учебных заведениях и коллективах, методики обучения, обсуждались духовно-нравственные проблемы образовательного процесса и пути развития музыкальной культуры, вклад русской духовной музыки в формирование светской музыкальной культуры XXI века.
Встречи преподавателей, композиторов, дирижеров, регентов и певчих, деятелей науки и искусства дают новые импульсы для формирования и развития православной музыкальной культуры, повышения исполнительского мастерства, помогают организации учебного процесса, обогащению образования новыми творческими идеями, что особенно важно и актуально в непростых для воспитания подрастающего поколения условиях.

***
На конференции «Музыкальная культура и ее роль в формировании личности» и круглый стол регентов, дирижеров, композиторов и музыковедов «Пути развития православной музыки в XXI веке» обсуждались темы, связанные с проблематикой регентского делания, музыкального образования и концертного репертуара православных хоров.
Многими докладчиками была выражена озабоченность пропагандой в церковной ограде т.н. “православной рок-музыки”, не имеющей корневой связи с Православием и оскорбляющей чувства верующих употреблением всуе имени Господа нашего Иисуса Христа. Был отмечен возросший интерес к древнерусским песнопениям, состоялась дискуссия о введении знаменного распева в богослужение. Ряд докладов был посвящён творчеству С. В. Рахманинова и воздействию его музыки на композиторов ХХ века, в частности, Георгия Свиридова.

***
Участники конференции «Пути взаимодействия светской и церковной культур (театр-кино-масс-медиа)» и круглого стола «Роль театра и кино в возрождении духовно-нравственных устоев общества), состоявшихся в Русском Духовном театре «Глас», отметили важность усиления взаимодействия светской и церковной культур и постановили: необходимо поддерживать имеющийся положительный опыт в данной области; желательно создать единый информационный ресурс, рассказывающий о позитивном опыте в данной сфере; заслуживает поддержки пример Нижегородской епархии, организовавшей гастроли православного театра (РДТ «Глас»).
Юбилею кончины царственных мучеников был посвящен доклад о поэзии великого князя Константина Романова (К.Р.) и его драме «Царь Иудейский».
Живую дискуссию вызвал доклад об опыте трактовки басен Крылова в духовно-нравственном ключе.
На конференции состоялась премьера фильма митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Грузинская Православная Церковь) «Восхождение на небо», осуществившего перевод и озвучивание фильма специально для Рождественских чтений. Большой интерес вызвал документальный фильм режиссера телеканала «Звезда» А.В. Гуманкова про Михаила Евдокимова, а также фильм А.М. Александрова «Свет Урала». Конференция и круглый стол закончились премьерой спектакля по произведению В.Н. Крупина «Люби меня как я тебя».

***
Работа секции «Православие. Воспитание. Театр» состоялась в Московском театре русской драмы «Камерная сцена». Обсуждались как богословские и теоретические проблемы, касающиеся места художника-христианина в современном мире, так и практические вопросы православного воспитания учащихся, студентов средствами театрального искусства, подготовки кадров руководителей театральных коллективов, программного обеспечения и методики организации образовательного процесса.
Участники секции выразили общее мнение, что в современных условиях воспитание средствами театра является одним из наиболее действенных способов формирования христианских духовно-нравственных основ личности. Деятельность православных театров Калужской, Казанской, Нижегородской, Ставропольской, Санкт-Петербургской и других епархий подтверждает факт увеличения количества театральных коллективов, успешно работающих с детьми и молодёжью. В современном театре есть ряд примеров удачного утверждения христианской системы ценностей, успешно работают международные фестивали «Золотой витязь» (президент — Н.П. Бурляев) и «Русская драма» (председатель жюри — М.Г. Щепенко), богатым опытом проведения которых поделились их руководители. Однако есть много разного рода трудностей, связанных с отсутствием качественного православного репертуара и низкой специальной подготовленностью режиссеров православных театров; об этом тоже шла речь.
Финальным аккордом секции был доклад Зорана Мрдженовича (Сербия) «Королевская академия искусств витязей» — проникновенный рассказ о возрождении духовной культуры в Сербии.
Уникальной частью программы секции стали спектакли Московского театра русской драмы «Камерная сцена» «Дон Жуан? Дон Жуан!», студенческий спектакль театральной группы при Волгоградской Духовной Академии (рук. Е. А. Дмитриева) по рассказам Василия Шукшина «Николай Чудотворец», мини-спектакль воскресной школы г. Серпухов «Последние дни царской семьи». Все они вызвали горячее обсуждение.
Подводя итоги своей работы, участники секции сочли необходимым:
— обратить внимание священства и прихожан на необходимость повышения эстетического и идейного уровня репертуара и режиссерских знаний и навыков руководителей детских коллективов;
— привлекать средства массовой информации, ведущих деятелей отечественного театра к формированию общественного мнения о необходимости использования опыта работы православных театральных коллективов как действенной формы духовного воспитания детей и молодежи;
— продолжить деятельность Международных и Всероссийских фестивалей детских и молодежных театральных коллективов с ориентацией на православные ценности;
— проводить постоянно действующий семинар для православных режиссеров;
— изучить и обобщить опыт работы профессиональных театров с детским и подростковым зрителем в современных условиях;
— работать над проблемой создания экспериментального курса богословского вуза по специализации «Режиссер православного театра».

***
В ходе работы круглого стола «Пути взаимодействия светской и церковной культур (музеи-библиотеки-издательства» обсуждались различные вопросы взаимодействия церковной и светской культур, в частности, следующие конкретные вопросы:
— издательская деятельность Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» как образец соединения библиотечной, музейной и издательской деятельности;
— церковные библиотеки, музеи и архивы и проблемы сохранности и доступности; Российское законодательство и фонды церковных музеев как часть музейного фонда России;
— проблемы взаимодействия церковных и светских библиотек: взаимопомощь и сотрудничество, опыт работы монастырской библиотеки;
— зал православной литературы в публичной библиотеке: опыт работы московской библиотеки им. Чернышевского;
— комплектование богословской литературы светской библиотекой: проблемы экспертной оценки рынка книжной продукции на страницах профессиональной и православной печати;
— православные ресурсы Интернет.

***
Большой интерес вызвала работа конференции «Роль православных духовных ценностей в развитии русской культуры. История и современность», поскольку очевидно, что в свете новой образовательной концепции, содержащей духовно-нравственную составляющую, роль православных базовых ценностей неизмеримо возрастает.
Однако, обратило на себя внимание малое количество примеров удачного включения базовых духовных ценностей в уже существующие образовательные программы. Общим итоговым мнением участников конференции стало желание продолжить работу в сфере накопления практических результатов, чтобы обсудить их на следующих Рождественских чтениях.

***
Круглый стол «Посланничество русской культуры», посвященный 135-летию со дня рождения Ивана Шмелева, состоялся в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье».
Российская эмиграция оказала значительное воздействие на формирование мировой культуры. Среди эмигрантов из России было немало представителей российской интеллигенции — писателей, поэтов, художников, музыкантов, врачей, учителей, ученых, технических специалистов. Концентрация культурных сил, вытесненных из России, оказалась необычайно высока. Оказавшись в эмиграции, многие представители духовной элиты Российского Зарубежья сохранили тесную связь с родиной, продолжили свою деятельность на благо сохранения, преумножения и развития культуры будущей свободной страны. Эта деятельность для многих российских эмигрантов стала основной целью их жизни в нелегких условиях изгнания. С другой стороны, для многих россиян эмиграция стала стимулом личного духовного возрождения, путем к Богу и в Церковь. Если ранее, в дореволюционное время российская интеллигенция в целом была далека от веры, то, оказавшись в эмиграции, в условиях, далеких от традиционного, привычного быта, многие российские деятели культуры пережили духовное преображение. Культура российской эмиграции, во многом, стала именно христианской культурой, одним из типичных носителей которой явился замечательный русский писатель Иван Шмелёв.
В центре внимания круглого стола оказался проект А. Л. Гуревича «Религиозная деятельность русской, украинской и белорусской эмиграции. Разработка информационной базы данных» (http://zarubezhje.narod.ru). В настоящее время эти материалы содержат более 7000 биографических записей. Наш долг, наша задача состоит в том, чтобы память об этих людях, молившихся и мечтавших, страдавших и любивших, не пропала и сохранилась в будущих поколениях. Необходимо собирать и сохранять документы и воспоминания о них, где бы они ни находились.
Основной целью проекта является развитие базы биографических данных религиозных деятелей русской, украинской и белорусской эмиграции. Акцент сделан на культурно-религиозную деятельность эмиграции и на влияние указанных деятелей на развитие мировой и российской культуры. Круг исследовательской работы в настоящее время ограничивается христианскими деятелями — православными, католиками и протестантами. Для исследования указанной проблемы необходимо изучение и введение в научный оборот архивных материалов, а также книг и периодических изданий, хранящихся в библиотеках России и других стран мира. Введение в научный оборот этих материалов поможет развитию исторических, философских и культурологических исследований русского зарубежья и укреплению взаимопонимания между народами.

***
На заседании круглого стола «Культура и цивилизация. Воцерковление культуры и проблемы культурологии» рассматривались мировоззренческие проблемы, связанные со взаимоотношением ученых и Церкви. Было обсуждено, в частности, «письмо десяти академиков» (август 2007 г.) с протестом против якобы имеющей место клерикализации российского государства. Объективная и благожелательная в целом по отношению к Церкви позиция журнала «Наука и религия», в редакции которого проходило заседание «круглого стола», получила отражение в № 9 за 2007 год: «Надо ли ученым вмешиваться в политику? — вот в чем вопрос. Потому что проблематика письма, к сожалению, имеет “двойное дно” и явно выраженную идеологическо-политическую подоплеку. Авторы его в сущности стремятся подорвать усиливающееся влияние Церкви на общество и государство. И это стремление невозможно скрыть или закамуфлировать общей фразой в конце документа: “Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией”. Такие штампы нам всем памятны. Ясно сугубо отрицательное, хоть и затаенное, отношение к Русской Православной Церкви, более того, отрицание любой религии под предлогом отстаивания конституционного положения о светском характере нашего государства». Такая позиция делает честь редакции журнала.

***
Конференция «Православная Церковь и культура в информационном обществе (цифровое наследие Церкви и России)» заслуживает, безусловно, особого внимания.
Участники конференции справедливо отмечали, что искажение и утрата исторической памяти чреваты для человечества разрушительными и необратимыми последствиями. Между тем, сохранение и восстановление памяти — сложный, непрерывный и дорогостоящий процесс. Отечественные традиции сохранения памяти основаны на ведении церковных синодиков, сословных книг, родовых и семейных архивов. В ходе развития российской цивилизации силами государства и общества была создана уникальная система архивов, библиотек и музеев мирового уровня. Переход к новым принципам, методам хранения и доступа к коллективной памяти требует скоординированных усилий научно-технических организаций, органов власти, религиозных конфессий. Все возрастающее значение в этом процессе приобретает Русская Православная Церковь. Массовое внедрение новых технологий памяти воздействует на многие стороны жизни государства и общества — от макроэкономики до семейной жизни. Эти технологии оказывают значительное влияние на систему образования, в том числе религиозного.
На современном этапе развития глобального информационного пространства одним из важнейших факторов социально-экономического и духовного возрождения России становится формирование цифрового наследия. В это, потенциально огромное наследие, должны войти электронные образы памятников культуры, а также другая значимая для личности, общества и государства информация.
Неоспорима роль Церкви в создании и сбережении культурного наследия. Посильный вклад в формирование российских информационных ресурсов может внести каждый приход, каждая воскресная школа. Это касается, например, краеведческой и семейной информации, размещаемой на храмовых сайтах. Важным элементом духовно-нравственного воспитания становятся активно создающиеся электронные книги памяти. Вся эта информация могла бы интегрироваться в общенациональной системе хранения цифровой информации, в создании которой Церковь должна сыграть свою роль. Несомненно, в будущем такая система окажет определяющее влияние на многие стороны общественной и церковной жизни, включая образование.

***
Подводя общие итоги работы направления VI «Церковь и культура», отрадно отметить и суммировать общие инициативы, призывы и предложения, которые согласно прозвучали в выступлениях на разных конференциях, секциях и круглых столах направления:
— желательно более тесное сотрудничество клириков и воцерковленных мирян, которые могли бы достойно представлять отечественную культуру на страницах книг, периодических изданий, Интернет-сайтов, с теле- и радиотрибун;
— следует стремиться к поэтапному созданию единого информационного поля православной культуры с участием ее представителей из Ближнего и Дальнего Зарубежья (с учетом недавнего воссоединения РПЦ и РПЦЗ);
— необходимо дальнейшее обсуждение приемлемой для всех формы преподавания «Основ православной культуры» и «Истории Православной Церкви», с выработкой конкретных рекомендаций по этому поводу, выраженных в итоговом документе Рождественских чтений;
— следует обратить внимание на подготовку творческих кадров для регионов России и столицы, способных работать на основании наследия православной культуры;
— желательно разработать учебные и научные программы в области культуры, способные соединить профессионализм и православное мировоззрение;
— целесообразно поставить вопрос перед священноначалием Русской Православной Церкви о создании в Москве Синодального отдела культуры с последующим открытием филиалов этого Отдела в каждой епархии; начать этот процесс можно было бы с организации подотделов культуры в существующих уже Отделах религиозного образования и катехизации.
Современный мир переживает глобальные потрясения. Культура является чутким сейсмографом этих потрясений. В преддверии Парусии всё очевиднее поляризация во всех областях культурно-общественной жизни. В сфере культуры такая поляризация выражена весьма контрастно. С одной стороны, деградация и демонизация масс-медиа, с другой — всё более глубокое воцерковление подлинной культуры, ее приближение к идеалам Православия.
Направление «Церковь и культура», как органическая часть Рождественских Чтений, призвано утверждать высокие и спасительные для всего человечества христианские идеалы. Минувшие XVI Рождественские Чтения подтверждают верность и глубокую приверженность докладчиков и участников направления этому высокому и ответственному служению.

Епископ Магнитогорский Феофилакт, В.А. Никитин, Prokimen.Ru

© Copyright 2004 Prokimen.ru

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.