Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

Екатерина РЕПЬЁВА

««Наследники», которых ждали»

В московском Доме кино состоялась премьера фильма тюменского режиссера Константина Одегова «Наследники». Два года назад фильм «Остров» уже положил начало духовному перевороту в современном киноискусстве. И, по счастью, одним фильмом эта тема исчерпана не была. Живительный процесс духовного оздоровления российского зрителя продолжается! Мы помним, каким долгожданным и неожиданным оказалось впечатление светлой радости от приобщения к Божественному через киноленту «Остров». «Наследники» ни в чем фильму Лунгина не уступают. Более того, «Наследники» ориентирован и на юного зрителя. Ведь фильм снят по повести сибиряка Сергея Козлова, победителя Первого международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого. Создатели фильма затронули злободневную тему, показав, насколько остро молодые души нуждаются ныне во Спасении и Спасе.
30-й Московский международный кинофестиваль, в рамках которого была показана картина, преподнес зрителю родное, национальное, русское, православное и по всему поэтому жизнеутверждающее кино. Сегодня почему-то крайне редко снимается патриотическое кино. На слуху, пожалуй, только одно имя, русского режиссера Николая Бурляева. Потому-то, наверное, не случайной, но печально закономерной для сегодняшнего дня оказалась оговорка конферансье перед премьерой, когда Константина Одегова, создателя трех художественных фильмов, по ошибке именовали «дебютантом». Это, конечно, не так. Одегов - автор более чем 50-ти документальных фильмов! Где-то на магазинных полках, вероятно за рядами развлекательных блокбастеров, можно отыскать и его предыдущие художественные работы: «Игра на вылет» и «Парижская любовь Кости Гуманкова». После выхода мастера на уровень 30-го ММФК, надеемся, что эти фильмы станут заслуженно более известными. «Дебютанткой» ныне становится, скорее, сама христианская идея, положенная в основу сценария. Идея, которая возносит мысль и чувство зрителя от трагедийно мрачного восприятия действительности к духовному и светлому переосмыслению земных проблем. Хочется низко поклониться таким людям, как Константин Одегов и его съемочная группа, мастерам кино, принципиальным и смелым, ведь они не пожелали ни продавать свой талант за деньги, ни размениваться на съемку сугубо «коммерческого» и, как правило, безнравственного.
«Наследники» были сняты буквально на «народные деньги», без какой-либо поддержки Госкино, сообщил режиссер зрителям. Но от малобюджетности картина нисколько не пострадала, зато оказалась по-настоящему выстраданной. Как и следовало предположить, Константин Владимирович, в течение нескольких лет снимавший фильм при поддержке близких по духу людей, получил возможность рассказать в «народной картине» о том, что нам, зрителям, действительно интересно и на что не жалко было собирать средства всем миром. И характерно, что подобный фильм привлек внимание российских звезд не последней величины! Здесь задействованы любимец публики Леонид Куравлев, Екатерина Редникова («Вор», «Родина или смерть»), Денис Карасев («В круге первом», «Последняя исповедь»), знакомые по сериалу «Солдаты» актеры Амаду Мамадаков и Олег Шматко.
Школьник Тимофей (Паша Юрченко), главный герой фильма, живет в сибирском малоэтажном городке где-то в районе Тобольска, связанном с добычей нефти. Да вот только при неустанной разработке нефтяных богатств сибирской земли жители города свою собственную жизнь никак улучшить не в состоянии. Нет денег, а зачастую и работы, не умеют и не могут обогатить они свою жизнь духовно, от чего все беды с ними и просиходят. Находка режиссера – попеременно возникающий в кадре бурый медведь, который чувствует себя на территории города как у себя дома, то есть в диком лесу. Он играет на балалайке, пьет водку, стоит, облокотившись на забор, совсем как мужичок, потерявший человеческий облик… Медведь, конечно, символизирует одичание местных жителей. А одичание показано безжалостно и крупным планом, во всех бытовых подробностях. Дома Тимофей ежедневно наблюдает пьянство родителей (Е.Редникова и Д.Карасев), катающиеся по полу бутылки, потерю семейной гармонии и заботы друг о друге. Для вящего контраста начало фильма являет семейную идиллию – отец и маленький Тима на фоне храма радостно катаются с горки. Масленица! Но ослепительные зимние краски и сияющие купола в фильме больше не повторятся. Следующим кадром будет пьяное утреннее пробуждение постаревшего отца. Но утро ли это? Скорее ночной дурман окутал души родителей.
Образ храма, так же как образ медведя, будет возникать в фильме постоянно. Как две реальности – земная и небесная. Как две правды, выбрать между которыми предстоит Тимофею. Твердая, но тихая правда местного батюшки – «верить, бояться и Бога просить». И здесь же «жизненная» правда отсидевшего в тюрьме Мишки: никому «не верить, не бояться и не просить». Что выберет Тимофей? Выходя из дома, если только подобное место еще можно назвать «домом», он видит на улице картину не лучше: опустившихся, промышляющих в поисках водки соседей да обшарпанные стены грязных бараков. Есть и светлые люди вокруг мальчика. Например, афганский ветеран, школьный директор Вячеслав Иванович, душой болеющий за Тимофея (убедительная и характерная для его духа актерская работа К. Одегова). Но чтобы равняться именно на него, примера душевной доброты может быть не достаточно. Она может оказаться несостоятельной в жестоком процессе борьбы за выживание. Необходимо настоящее чудо. И такое чудо в жизни Тимофея случиться. Буквально попадет в его руки знак свыше.
Реальность не оставляет Тимофею возможности продлить свое детство сколь можно дольше. Еще большая трагедия в том, что и одноклассники Тимофея не знают лучшей жизни. Здесь с радостным удивлением отметим, что фильм при всей тяжести показанной жизни не опускается до пошлости. Если хулиганистые школьники сбивают с ног учительницу, то, вопреки нашим ожиданиям и тенденциям современного кино, их веселье вызывают отнюдь не показавшиеся под юбкой чулки, но - наивная возможность очередной проделкой отсрочить грядущую контрольную. Кадр с мелькнувшими чулками как лакмусовая бумажка и для нашей, зрительской совести.
Понятно, что в будущем путь у мальчика один. Если он останется материализме и безбожии, у него не будет выбора. Тима может пойти только по стопам новообретенного друга Михаила, только что вышедшего из тюрьмы. Вместе они сбывают краденную технику на перевалочном пункте дальнобойщиков, чтобы иметь хоть какие-то деньги на пропитание. Ведь и государству до судьбы Тимофея дела нет. Некому его спасать ни из нищеты материальной, ни из нищеты духовной. Кроме учителей. А все ли они веруют? Благие цели ребят, один из которых зарабатывает себе на свадьбу, а другой – работает ради пропитания для себя и пьющих родителей, толкнули их на кривую дорожку. А это уже совсем по Достоевскому, который предлагал решить: можно ли, согрешив, стать счастливым, коли убедишься, что ты не «тварь дражащая», а «власть имеющий»?
Созвучны Достоевскому и многочисленные истеричные «надрывы» персонажей, не умеющих возобладать над собственными пагубными страстями. В этом смысле актерский дуэт Екатерины Редниковой и Дениса Карасева изобразил в традициях Достоевского пару Мармеладов – Катерина Ивановна.
Мальчик, вынужденный прежде времени взрослеть, приходит к постановке недетских вопросов о смысле жизни. Есть ли иная реальность помимо окружающей его земной несправедливости? Ради чего терпеть страдание, коли оно вызвано уничижающим человеческое достоинство пьянством самых близких людей? Стать ли самому диким волком, чтобы направить усилия проснувшегося ума на выживание в стае волков? Как уже было сказано, ценность работы К.Одегова в том, что он не оставляет своего зрителя в отчаянии перед неразрешимой задачей.
«Друг» Михаил вложил в ладонь Тимофея старинную пуговицу, вероятно, принадлежавшую когда-то убиенному цесаревицу Алексею Романову. До сих пор Тимофей радовался только деньгам, а сейчас он вдруг начинает чувствовать свою сопричастность к русской истории, к чему-то, что значительно больше его самого. Один взгляд на таинственную пуговицу вызывает в нём до того неиспытанный душевный трепет. Душа начинает взрастать, наполняется силой, как паруса корабля ветром. И маленькая пуговица постепенно превращается в точку опоры под его ногами. Ведь с Богом всё возможно человеку!
Разумеется, преображение наступает не сразу. По крупицам собирает мальчик сведения о заинтересовавшей его вещи. Нет, мальчик не показан уходящим в монастырь или совершающим невероятные подвиги святых аскетов. Да этого от него и не требуется. Все в фильме абсолютно жизненно, и может быть адресовано к каждому из нас. Самый сложный и важный подвиг Тимофея – это начало искренней молитвы, которая входит в его жизнь, и уверенность в том, что она будет услышана! Согласитесь, что придти к такой твердой вере, «величиной с горчичное зерно», и осознать, что она тебе действительно необходима, сложнее всего.
Поначалу интерес Тимофея к медной пуговице чисто материальный, ведь о царевиче Алексее Тимофей никогда и не слышал. Но вот местный священник обращается к Тимофею с незатейливым пояснением: царевич - святой, следовательно, и пуговица его священна. Слезы умиления вызывает у мальчика и полученная от батюшки книжка «Детям о царе», со страниц которой взирает на Тимофея его святой ровесник, слишком рано испивший смертную чашу. Значит, страдание может иметь преображающую силу над душой?
Дважды Тимофею приходится уповать на помощь своего небесного заступника, царевича Алексея. Страсти человеческие оказываются слишком сильными, а человек слишком слаб, чтобы справиться с ними в одиночку. Сначала попадает в больницу мать Тимофея, затем он сам. И оба раза незримый святой молитвенник помогает человеку, являясь к людям из Иной, невидимой Жизни, той, что за человеческим пониманием смерти. Оба раза происходят чудесные исцеления, при чем не только физические, но и духовные. Родители Тимофея по доброй воле отказались от греха пьянства, так что сердце мальчика уже в благодарном порыве тянет его в храм. Одновременно с молитвой Тимофея наступает облегчение для его матери. Мы помним, как Христос сказал: «Кто может вместить, да вместит», потому, если Тимофею прямо является святой царевич Алексей, то мать Тимофея приобщается к чуду при иных обстоятельствах. В больнице она наблюдает за ослепшей девочкой, чья мать с мольбой обращается к врачу: исцелите ребенка! Но сама девочка смиренно учит маму обращаться отныне не к врачам земным, но к Врачевателю душ и телес наших, Который и послал девочке это испытание. Поражает ненавязчивая и естественная форма, в которую облек столь глубокие мысли режиссер. Фильм, задуманный и воплощенный соответственно игровому жанру, ни на минуту не производит впечатления скучной проповеди. Напротив, именно в требуемом месте, при самом надрыве и даруется нам спасительный ответ на неразрешимые, казалось бы, вопросы. Сам талант режиссера усиливается и возрастает потому, что он сам верующий православный. Во истину: мы русские и потому с нами Бог. Но только тогда, когда мы верим в Него.
Демонстрацией бездуховной реальности провинциального городка творческая команда К.Одегова не ограничилась. Показав ад, режиссер указал и выход из него. И характерно, часть зрительской аудитории на премьере, приготовившаяся смотреть заявленный по расписанию фильм с красноречивым названием «Баксы», после показа «Наследников» присоединилась к искренним овациям остальных!

Екатерина Репьева

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.