Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

Илья СМЕЛОВ

«Будет высокая цель – будешь чемпионом»

 

«Мороженое, мороженое, мороженое берем… - пальцы застыли от холода, но Колька крепко держит большую картонную коробку, деловито идет по вагонам электрички, ловко, не выпуская коробку, сдвигает двери…» - такой будничной картинкой начинается повесть «Чемпион» вологодского автора, члена Союза писателей России Дмитрия Ермакова, за которую он получил диплом четвертого Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого, организованного Товариществом детских и юношеских писателей России Союзом писателей России, Комитетом по делам семьи материнства и детства Государственной Думы, Молодежной общественной палатой.

– На суд жюри были представлены произведения более 300 авторов из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Израиля и США. Наградами отмечены двенадцать лучших, - рассказывает Дмитрий. – Подведение итогов, награждение и обсуждение проблем детско-юношеских СМИ, литературы и книгоиздания проходили в Государственной Думе. Вторая часть мероприятия особенно важна, поскольку очевидно, что детская литература, как и вообще высокохудожественная, а, значит, высоконравственная литература – в загоне. В книжных магазинах серьезному и интересному изданию детско-юношеской тематики нет места – все занято или так называемым легким чтивом, а за этой легкостью – низкопробность и мелкотемье, или (в лучшем случае) проверенной временем классикой. Но ведь читатели хотят видеть интересных, серьезных современных авторов. И нельзя говорить об отсутствии талантливых авторов, они есть – тому подтверждением является Международный конкурс им. А. Н. Толстого. Но произведение «оживает и живет» только тогда, когда доходит до своего читателя, а эти авторы не издаются. Приговор книгоиздателя короток – неформат, что сопровождается «барабанной дробью» коммерциализации книготорговли.

– Проблемы детской и юношеской литературы возникли не сегодня и не вчера, - продолжает Дмитрий Ермаков. – Их усугубление заставляет говорить о них, но все это слова…Что же делать? Об этот говорилось на «круглом столе» в Госдуме: прежде всего, внятная государственная политика – это закон о творческих союзах, гарантирующий профессионально - правовой статус писателя, а значит публикации, достойное материальное обеспечение. Сейчас правовой уровень Союза писателей (когда-то авторитетнейшей, с огромными материальными и организационными возможностями организации) – это уровень общества любителей кактусов или коллекционеров бабочек… При всех издержках советского периода – вспомните издательскую судьбу произведений Аркадия Гайдара, Сергей Михалкова, Николай Носова, Вениамина Каверина: они в одночасье становились достоянием читателя – детей. Не потому, что ребенок случайно на них наткнулся на книжной полке, а потому что работала (пусть ее сейчас назовут пропагандистской) государственная позиция в продвижении этих авторов. Этой позиции были подчинены издательства, школы, библиотеки… И не надо огульно поверять их идеологической «лакмусовой бумажкой» - мол, лжеидеология. Нет, именно в произведениях этих авторов находили воплощение яркие образцы честности, искренности, добра, справедливости… На «круглом столе в Думе прозвучали предложения создать Фонд детской литературы, обсудить эту проблему на думских слушаниях, но – слова, слова… Перейдет ли власть наша (народная) от слов к делу?..

– Дмитрий, поскольку существует конкурс детской и юношеской литературы, логично предположить, что она есть. Но где проходит граница, условно говоря, «детского» и «взрослого»?

– А ее нет: и по жанровому определению и по смысловой нагрузке. Возьмем сказку: есть сказки Гофмана, Салтыкова-Щедрина, которые не читают детям на ночь, а есть сказки Пушкина, художественный мир и поэтический язык которых не оставит равнодушным человека в любом возрасте. «Маленький принц» Экзюпери может стать настольной книгой на всю жизнь, настолько он глубок. Накопленный багаж жизненного опыта, определенная система ценностей позволяют находить все новые смыслы в давно, казалось бы, известных «детских» произведениях. Надо только читать и перечитывать – кстати, второе – наиболее увлекательное занятие.

– Вот и подошли к повести «Чемпион». По-моему, она интересна и подростку, и взрослому человеку.

– Конечно, критическим возрастом принято считать подростковый, но в жизни все гораздо сложнее – нравственный выбор встает перед человеком на протяжении всей жизни. Да, у подростка он более фундаментален и, как правило, является нравственной основой дальнейшего самоопределения…

– Герой повести Колька поставлен в жесткие и жестокие жизненные условия: страна в «судорогах самоопределения», в его семье тоже все неблагополучно и самому надо принимать жизненно важное решение. Финал повести открыт, но обнадеживает, и это подкрепляется сюжетным развитием. И у названия «Чемпион» можно найти несколько уровней смысла…

– Первый уровень на поверхности – победа на ринге. Но это лишь самый поверхностный уровень. Жизненные обстоятельства у Кольки суровые, им необходимо противостоять, преодолевать их, а для этого нужна внутренняя сила: ребенок, но с каким, можно сказать, остервенением он ломает, казалось бы, устоявшееся, предначертанное. Чемпионство – это сила, преодоление, противостояние «свинцовым мерзостям жизни», вера в себя, движение к поставленной цели. И сила эта в Кольке есть. Да еще и повезло ему на встречи с хорошими людьми, которых все-таки больше, чем плохих. Может – это главный урок для героя повести.

– Дмитрий, твои произведения отличает некая чистота и обязательно заряд оптимизма. Думаю, немногие его разделяют.

– Литература должна понуждать человека задуматься, то есть поработать и головой, и сердцем. Долг настоящей литературы, решусь за Пушкиным повторить: «чувства добрые лирой пробуждать». Безнравственность, бездуховность – органически России неприемлемы, вся история тому подтверждение: уйдут политиканствующие лицемеры, юродствующие политики, зажравшиеся толстосумы…Что останется после них?.. А Пушкин остался навечно.

Вот как говорил в повести тренер Быстров о жизненной позиции: «Нужна высокая цель. Цель, которая выше бокса, выше спорта. Вот если будет такая цель, будешь чемпионом. Правда, тогда и чемпионство будет не важно. Цель должна быть настоящая, высокая, низкие цели не обладают волшебным свойством будоражить кровь…» Я бы добавил: и душу.

А электричка, в которой Колька торговал мороженым, уехала – без него. Он же – в конце повести – избрал другую дорогу.

P. S.
После «круглого стола» подошел ко мне главный редактор когда-то популярнейшего, с миллионными тиражами детского журнала «Пионер», предложил сотрудничество. Я спросил, каков тираж журнала сегодня. «Стыдно говорить, полторы тысячи экземпляров», - был ответ. Вот наглядный пример, того в каком положении сегодня находится детская и юношеская литература в России.

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.