Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

В.Л. ГУСАКОВ

«ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ... РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК РАССКАЗОВ ВИКТОРИИ ЧУМАК «КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ» (Мл «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ», 2007, 96 С.)»

 

Рецензия посвящена первому сборнику рассказов молодой талантливой писательницы из Красноярска Виктории Чумак.

Современное движение литературного процесса в России характеризуется кризисом постмодернистского сознания, зашедшего в тупик, но продолжающего работать на холостых оборотах. Возврат к коренным реалистическим традициям русской литературы весьма непрост, сопряжен со многими проблемами в восполнении утраченного. «Литературная газета» из номера в номер публикует аналитические статьи, констатирующие духовный кризис з русской прозе, но практическое преодоление его идет крайне медленно. Тем не менее, очевидно, что без обращения русской литературы к духовному вектору реализма, указывающего на вечную гармоничную связь человека и Творца, невозможно обрести подлинный смысл в напряженной, мучительной, безумной гонке настоящего времени. Тоненькая книжечка рассказов В. Чумак - еще один маленький шаг в сторону вечных ценностей.
Автор сборника «Кленовые листья», безусловно, делает в художественной литературе только первые шаги, но за ними отчетливо просматривается искренняя выстраданная любовь к жизни и к Слову. Виктория Чумак создавала свои рассказы, по всей видимости, с оглядкой на традиции «лирической прозы», сложившейся в русской литературе 1960-1970-х гг. и связанной с именами Ю. Казакова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А. Яшина. Молодой автор из Красноярска практически в каждом рассказе сосредотачивается не внешних обстоятельствах, а на внутреннем состоянии героя. Окружающий мир отнюдь не выпадает из орбиты внимания В. Чумак.
- он служит дорогой к человеческой душе. Как справедливо отмечено в кратком предисловии к книге, мир здесь раскрывается «как явление светлое, прекрасное, но вместе с тем трагическое». Преодоление одиночества, боли (в физическом и метафизическом смысле) - вот, пожалуй, главная тема рассказов В. Чумак.
Палитра человеческих переживаний в сборнике «Кленовые листья» максимально разнообразна. Единственное, чего нет у автора рассказов - ненависти и презрения к людям. Даже измучивший донельзя свою жену, изолгавшийся перед ней, потерявший человеческий облик алкоголик («Один день из жизни Василия Потапова»), вызывает скорее сострадание, нежели отвращение: «Уронив отяжелевшую голову на стол, Василий медленно уплывал куда-то. Отдаваясь на волю этому приятному состоянию, он с удовлетворением успел отметить, что назойливые мысли-мухи, наконец, покинули его голову. В ней теперь не было ничего, кроме этой гудящей, равнодушной ко всему пустоты. Василия ничто не тревожило...» Эпиграф из Ф. Ницше в подобном контексте читается иронически.
Страдания человека в связанных внутренней общей мыслью рассказах «Кленовые листья» и «Путь к свету» преодолеваются в стремлении героев оторваться от земного (читай: телесного) притяжения. Физическая болезнь настолько изматывает не только тело, но и душу, что появляется ощущение совершенной глухоты даже со стороны...Бога. Явная неудача композиции и сюжета рассказа «Путь к свету» очевидно в том, что безымянный герой, вероятно, неверно понимает смысл слова «религия» (лат. Religare
- «связывать» - землю и Небо, человека и Бога) и надеется только на собственные силы. Финал рассказа - намек на самоубийство героя (освобождение от тела), последующий полет к Свету и рождение ребенка (реинкарнация?) - дерзкий вызов христианской любви и Создателю. Мало того - жизнь человека названа «нелепой»
только потому, что была связана с неизле чимой болезнью. Но каждая жизнь - это строгий замысел Бога, в Котором не может быть никакой ошибки, никакого промысла. Земному человеку действительно невоз можно постичь замысел Господа о ней.. Создателю нашего мира нужно доверять всецело, и тогда смерть станет настоящей встречей с любимым.
Так это происходит с героиней рас сказа «Старуха». Развитие его фабулы и сюжета с самого начала можно легко угадать: жизнь одинокой старухи и ее любимой болонки Баси в страшном равнодушном и одновременно завистливом мире не избежно должна столкнуться с трагедией разлуки. Неизвестное никому из соседей прошлое Лидочки (так звали героиню в молодости) наполнено было не только драматическими переживаниями, но и ожиданием счастья. Забытая всеми людьми (даже бывшими учениками), старуха не забыта у Бога, ибо никогда она не роптала на свою жизнь и принимала всё со смиренным сердцем и теперь услышит слова Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим...." (Мф. 10-28-29) В таком контексте «предсказуемость» сюжета свидетельствует не столько о недостатке умения у автора, сколько указывает на следование логике всеобъемлющей Жизни, где зло не может торжествовать только во времени, но не в Вечности.
Рассказы В. Чумак, конечно, не свободны и от мелких стилистических погрешностей, от некоторых неуклюжих словесных оборотов («всевозможно-красные листья», «мутная карамель вагонного стекла» и др.). Но главным достоинством литературного дебюта молодого автора следует признать истовое служение человеку, идущее от русской реалистической традиции. В книге отчетливо слышен набат, обращенный к душам наших современников: человек не должен быть забыт, не должен быть оставлен за разговорами о человеке, как некогда в классической пьесе А. П. Чехова был забыт всеми любимый Фирс. Подобное мы, к сожалению, неоднократно наблюдали не только в русской литературе, ко и в самой истории нашего многострадального Отечества. Искренне надеемся, что и сам автор исповедует твердую веру в восполнение человеческих страданий и христианскую надежду на обретение ближнего, как и герои его рассказов: «Взявшись за руки, они с Сашей направились к зовущему их свету по широкой и ровной дороге, внезапно открывшейся им. Конца ей не было видно, но Лиду это не пугало: она знала, если Саша рядом, значит, всё будет хорошо...»
!

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.