Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

Борис НИКИТЕНКО

"Ещё не взрослые, но уже и не дети..."

Речь — об отрочестве и юности наших с вами детей. В статье «ПОДРОСТОК», которая была опубликована ранее, я призывал на помощь Ожегова, который в своем словаре определял понятие «отрочества» как возраст между ребенком и юношей, а «юношество» — переходным возрастом от отрочества к зрелости.
Довольно зыбкие градации. А нам нужна конкретизация. Когда, в каком возрасте мы упускаем наших детей, которые затем становятся хулиганами, ворами, наркоманами, насильниками, бандитами и убийцами? Страшно и неприятно это читать, но ведь и они были детьми, и их когда-то упустили. Так, когда?
Я утверждал и утверждаю, что упускаем, начиная с 13-летнего, кончая 18-летним возрастом. Это именно тот период жизни человека, о котором сказано в заголовке статьи.
Не снимая вины прежде всего с родителей, с государственных органов, призванных заниматься этой проблемой в любой стране мира, главными виновниками сегодняшнего отчаянного положения с этой категорией, считаю ЛИТЕРАТУРУ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО.Повторять свою прежнюю аргументацию в отношении теле- и киноискусства, изложенную в статье «ПОДРОСТОК», не имеет смысла — там ничего не изменилось.
Однако, что касается литературы, изменения происходят. И хорошие, и не очень, но происходят.
Прежде всего, я имею в виду положение дел в этой области в России. Нас, проживающих за рубежом, Российские дела в сфере детской и юношеской литературы касаются напрямую.
Во-первых, мы потребители этой литературы на книжных рынках стран нашего проживания, и нам небезразлично, что предлагают читать нашим детям и как отзовется это на их дальнейшем становлении.
Во-вторых, пишущие на эту тему русскоязычные писатели, из тех, что не бросили ее, а продолжают писать, иных возможностей издать свою книгу или поучаствовать в литературных конкурсах, кроме как в России просто не имеют. Нет за рубежом ни издательств, нет ни конкурсов в этом направлении.
В-третьих, а это, наверное, самое главное, мы, русские, проживающие вдали от Родины, хотим, чтобы наши дети не только умели читать и писать на родном языке, но и в душе были русскими. А это, кроме семейного воспитания, может дать только литература.
Во все времена недостатка в ДЕТСКОЙ литературе, хорошей и разной, никогда не возникало. Приобщали нас к таинству чтения и его восприятию семья и школа. Все мы воспитывались и обретали незыблемые человеческие ценности из книг великих — Андерсена, Линдгрен, Перро, братьев Гримм, Бажова, Чуковского, Михалкова, Барто.
По достижению ОТРОЧЕСТВА нас плавно передавали в таинственные миры — Жюль Верна, Купера, Стивенсона, Гайдара, Катаева, Кассиля
.
По мере вхождения в мир ЮНОШЕСТВА, нашими друзьями и наставниками становились герои Александра Грина, Рыбакова, Аксенова, Гладилина. Список можно продолжить. Выбор был большой, на всех этапах.
Было это? Было. И вряд ли кто станет это опровергать. На всех этих этапах передвижения из одной возрастной категории в другую книги учили нас добру, верности, развивали чувства высокой романтики, которое осталось у большинства из нас «на всю оставшуюся жизнь».
Не было ли в нашей прежней жизни никаких пороков? Были, но не в таких фантастических масштабах и размерах, как сейчас. Изменился мир? Новое поколение стало хуже? Отвечаю. ДА, ИЗМЕНИЛСЯ! ДА, СТАЛО ХУЖЕ!
Что касается России, то, когда там объявили свободу, и возник свободный рынок, вся эта вполне логически оправданная и разумная система интеллектуальной подготовки будущих граждан страны сначала забуксовала, а затем разрушилась.
На руинах остался литературный этап раннего ДЕТСТВА, который стал качественнее, в смысле полиграфии, хотя и сильно ударил по карману родителей. Но те, не дают ему разрушиться и сегодня. Покупают книжки для своих чад, чего бы это им не стоило. Хотя, повторяю, для большинства это накладно.
Два остальных литературных этапа ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ в начале крепко забуксовали, а потом старший подростковый и юношеский исчезли вообще. Издатели, посчитав эту литературу нерентабельной, прекратили ее издавать, подменив ее изделиями «массовой культуры».
Иными словами, все человеческие ценности, о которых говорилось выше и которые успел впитать малыш к моменту перехода в отроческий, а затем в юношеский возраст, рассеиваются как дым.
Удивляемся, откуда такое ожесточение, и даже звериная жестокость у 12-13-летних подростков, забивающих насмерть беспомощных бомжей? Откуда тяга к наркотикам и прочим гадостям нового времени? А все оттуда, из «изделий массовой культуры»: боевиков, триллеров, комиксов, детективов, уж, конечно, не братьев Вайнеров, Хруцкого или Словина. А тех низкопробных поделок, которые пекутся, как блины, и пропагандируют жестокость, жестокость и еще раз жестокость…
Вот что, по моему мнению, случилось после практической ликвидации возрастной литературной системы. Понимают ли это в России? Понимают, но далеко не все и далеко не те, кому бы по должности это понимать надобно.
Сначала проблему завуалировали. Назвали всю литературу этого направления ДЕТСКОЙ. Удобно. Выполняя указы президента о проведении в мире Года русского языка, о его популяризации, организуются международные книжные выставки, на которых подростковая и юношеская тематика подменяется ДЕТСКОЙ, т.е. литературой для малышей и проблемы, как не бывало.
О тех, кто криком кричит об этой проблеме и не только кричит, а и что-то пытается делать, стараются либо отмахиваться, либо не замечать. Я знаю, пока, одного такого человека — Ирину Репьеву, председателя «Товарищества писателей детской и ЮНОШЕСКОЙ литературы». Сама детская писательница она профессионально понимает возрастные границы, в отличие от дядей в государственных мундирах, и даже подчеркивает их в названии своего «Товарищества».
Готов подписаться под каждым словом ее статьи «Спастись от одиночества» или (Куда пропала детско-юношеская литература), опубликованной в Литературной газете №21 от 23.05.07 г.
Сожалею лишь об одном, что не было там анализа работы ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Их мало, но они есть.
Считаю, основным показателем работы государственного издательства является выпуск качественной, массовой и доступной литературы, причем с тематикой, которая заложена в ее наименовании.
Возможно, мне не повезло, но книг для старшей подростковой и юношеской возрастной группы этих издательств, отвечающих вышеперечисленным требованиям, я не встречал.
Между тем, спасение от нравственной деградации молодого поколения через литературу зависит только от ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ. Иных путей нет. Ну, просто нет. И в этом заключается роль государства, которое сейчас в России вроде бы стало интересоваться этим вопросом.
Нет слов, крайне важно на государственной основе проводить акцию привлечения детей, подростков, юношей и девушек к регулярному чтению. Но надо еще предложить им и что читать, разумеется, кроме классиков прошлого.
Слава Богу, что в России именно в детской литературе отроческого возраста есть два таких писателя. Я имею в виду Валерия Воскобойникова и Владислава Крапивина. Наверное, это так и есть. Во всяком случае, так говорят. Сам я их не читал. В Израиле, где я сейчас проживаю, видел в продаже книгу В. Крапивина, но она неподъемна для моего кармана.
Положительно и то, что в России начали организовываться литературные конкурсы, которые напрямую касаются подрастающего поколения. Плохо, что они опять же лишь для его младшей ветви и младшей подростковой группы.
К примеру, конкурс «ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА», так и называется «Национальная ДЕТСКАЯ литературная премия». Уже в самом названии дана установка, для какой категории эта самая премия и предназначена.
Так оно и вышло. Сказки, сказки и, конечно, «фэнтези». Ох уж это злосчастное «фэнтези», порожденное миллиардными гонорарами Роулинг. За фантазии взялись все, кто в состоянии держать перо и складывать из слов предложения. И что из этого вышло?
Мода великая сила, особенно, в подростковой среде. Стыдно признаться в компании, что у тебя нет очередного шедевра, очередной чуши фантазийного автора. Подростка и юношу уводят от реальной жизни, в которой, несмотря ни на что, есть место и подвигу, и приключениям, и романтике чистой любви. Есть это! Есть!
Думаю, что в этом-то и должно заключаться мастерство писателя, который умеет показать такие стороны и вчерашней, и реальной сегодняшней жизни, которые не дадут вступающему в жизнь подростку превратиться в жестокого скота, без принципов, без идеалов и по большому счету, без будущего.
Это не просто высокопарные слова. Вырождаемся, господа хорошие. Вырождаемся. Вот она, настоящая всемирная катастрофа для всех стран и народов! Но это случится, если будем и дальше вести себя так, как ведем сейчас. Тогда, действительно, крах неминуем.
Между прочим, напрасно думают дяди и тети, пишущие, что нынешнее поколение сплошь и рядом состоит из «БРАТА» и братвы из «БРИГАД». Вот мелкий пример из личной жизни, как говаривал мой любимый Михаил Михайлович Зощенко.
Написал я повесть о красивой любви и красивой жизни, вступающих в эту жизнь юноши и девушки. Так себе, с моей точки зрения, повестушку. Не кокетничаю, я так действительно думал. Потом, переделал ее в рассказ, поскольку по размерам она не подходила для одного женского журнала.
Даже представить себе не мог, сколько будет откликов. И каких! «Я побывала, словно в сказке, из которой не хочется уходить…». Господи! Вот не думал, не гадал?! Потом понял. Устали девочки от этой бесконечной кормежки грязью, которой современная литература их насильно пичкает. А знаете, что бывает, когда ребенка перекармливают, да еще насильно?
Господа издатели! Весь этот водопад будет предназначен для вас. Думайте, пока не поздно, хотя я подозреваю, что ВЫСШИЙ МИРОВОЙ РАЗУМ вряд ли вам простит то, что вы успели натворить с человечеством своей «свободной предпринимательской деятельностью» в литературе.
Еще один вывод, который я сделал для себя. Писатель обязан и должен, кроме фотографирования процессов, происходящих вокруг, еще и вести за собою тех, для которых он пишет, быть поводырем к свету, а не во тьму. А вот об этом подзабыли. И довольно крепко.
Теперь о делах и положении русскоязычных зарубежных писателей, которые продолжают писать на подростковую и юношескую темы.
Вообще-то дел никаких нет. Не печатают, не издают, конкурсов не проводят. Вот и весь сказ. Толстые русскоязычные журналы за рубежом имеются. Но дело в том, что каждый из них сидит на дотации, на грантах и полностью зависит от спонсоров, а не от читателя.
В своем подавляющем большинстве подростково-юношескую тему они не уважают, а, значит, и не печатают. Конечно, есть исключения. Темы детства и юношества освещают русскоязычные эмигрантские издания такие как: Канадская газета “The Yonge Street Review”, выходящая в Торонто, редактор Геннадий Дерткин. В Италии выходит журнал «Другие берега», редактор Владимир Ободзински. В журнале имеются даже две постоянные рубрики: «Дети в эмиграции» и «Детская комната». В Австрии выходит газета «Соотечественник» и литературный журнал «Венский литератор», редактор Сергей Тихомиров, на страницах которых находится место и для публицистики, и для прозы о подростках и о юношестве.
Но повторяю, что это исключение из общего правила и держится на энтузиазме главных редакторов вышеперечисленных изданий. Уйди они завтра, упаси Бог, и эта тонкая ниточка прервется.
И вот, совершенно случайно, я обнаруживаю большую организацию эмигрантов, которая, вроде бы, в состоянии решить все эти проблемы. Вот когда я по-настоящему возрадовался. Попробую рассказать о том, как я общался с ее официальными представителями. Личные впечатления, знаете ли, всегда воспринимаются доходчивее.
Практически нет эмигранта или репатрианта, который бы не сказал, что первоочередная причина его отъезда — это дети. А тут мощнейшая организация, конечно, заинтересованная в решении первоочередных эмигрантских проблем. Ну, а главная-то из этих проблем — ДЕТИ! Значит, поймут, значит, помогут! Таков был ход моих рассуждений.
Организация называется «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ», сокращенно МСРС. Возглавляет ее граф Шереметьев, а его первым заместителем является князь Лобанов-Ростовский.
Граф живет в Париже, его первый заместитель — в Лондоне, а аппарат МСРС находится в Москве. Для моего рассказа это немаловажно
.
А узнал я о ее существовании следующим образом. Дело в том, что в московском издательстве при журнале «Литературные незнакомцы» был принят к изданию сборник моих повестей о русских подростках-эмигрантах. Журнал для семейного чтения, ориентирован на эрудированного молодежного читателя.
Редактор и директор издательства милейшие, интеллигентные люди, сами писатели, кстати, бывшие учителя. Одна беда. Как многие журналы и издательства такого рода, он не шибко богатый. Однако, являясь партнером МСРС и Дома соотечественников Московской мэрии, журнал иногда обращается к ним за финансовой поддержкой.
Этим я и воспользовался, обращаясь туда, так сказать, по принадлежности. Сборник-то о соотечественниках, подростках-эмигрантах.
Кроме того, в письме на имя графа Шереметьева я предложил организовать в рамках МСРС конкурс для писателей-эмигрантов, которые пишут о молодом поколении сегодняшней русской эмиграции. Более того, заранее заручился согласием и поддержкой Геннадия Дерткина, редактора канадской русскоязычной газеты, о том, что его газета станет базовой для проведения такого конкурса.
Письмо я отправил по электронной адресу МСРС. Не буду гадать, видел ли его граф Шереметьев, но вскорости в моей квартире раздался телефонный звонок из Канады. Звонил Валерий Александрович Токмаков, глава канадского отделения МСРС, который сообщил мне, что, принято решение о проведении такого конкурса и вести переговоры с господином Дерткиным поручено ему, а по поводу сборника он будет лично встречаться с редакцией Литературного незнакомца».
Можете представить мое состояние. Все решено в мгновение ока. Оперативно! Быстро! Положительно! Вот это работа! Был готов расцеловать и графа, и его канадского представителя. На радостях даже не обратил внимания на настойчивую просьбу господина Токмакова, о том, чтобы я, не откладывая, сообщил в офис МСРС, что ответом на свою просьбу и предложение удовлетворен. Немедленно сообщил. На этом сказка закончилась…
Геннадий Дерткин, человек в высшей степени ответственный, добровольно взваливший на свои плечи такую сложнейшую задачу как организацию конкурса, физически не мог поймать представителя МСРС господина Токмакова, проживающего с ним в одном городе Торонто.
На мои звонки и сообщения по эл. почте г-н Токмаков тоже не отвечал. Видели его и в Москве, где он пообещал зайти в редакцию журнала, но и там не дождались.
Наконец, Геннадию Дерткину удалось каким-то чудом перехватить его в Торонто. Встреча не принесла никаких результатов. И стало ясно, что люди просто блефуют.
Выходит, все обещания давались лишь для того, чтобы закрыть жалобу, то бишь, предложение?! Уму непостижимо! Какой тут граф, какие письма! На языке чиновников это всегда носило вполне конкретное название — «отфутболить и забыть». А каково мне было перед Геннадием Дерткиным, которого втянул в давно забытые и им, и, кстати, и мною тоже эти аппаратные игры…
Решил идти до конца. Коль граф Шереметьев остался недосягаем в Париже, я вышел напрямую на князя Лобанова-Ростовского в Лондоне.
Тот переслал мое обращение в центральный аппарат. Теперь уже отвечали из Москвы ему, с копией мне. Предложение де замечательное, но денег нет, перешлем это предложение в мэрию Москвы. А из мэрии Москвы, из Дома соотечественников, тем временем приспел ответ по сборнику. В том плане, что вообще-то они помогают соотечественникам из ближнего зарубежья, а богатых спонсоров в дальнем зарубежье просители должны искать сами.
Лукавила чиновница из мэрии, которая поверх голов своих шефов давала ответ, ох, лукавила! Денежный сундук, как раз был для общего пользования, что для дальнего, что для ближнего зарубежья. Просто персонально ей одной не понравилась одна из моих повестей. А что до мнения профессиональных литераторов, то ключ от денежного сундука у нее. И таки будет, «люминий», как утверждал ротный старшина из известного анекдота.
Победа осталась за Москвой. По всем статьям. Победили сильнейшие. В МСРС — «профессиональные соотечественники», так некоторые делегаты Конгресса МСРС с трибуны называли чиновную рать центрального аппарата. В мэрии Москвы — мелкая чиновница, «брошенная» на искусство, но сидящая на кошельке с деньгами. И все вместе — чиновный люд, называемый магическим словом «АППАРАТ».
Искренне жаль и графа, и князя, достойных и уважаемых людей, оказавшихся на чужом пиру свадебными генералами. А еще больше жаль творческие силы эмигрантов, радеющих за то, чтобы новое поколение русских людей, продолжали оставаться русскими, любили свою Родину, (не путать с очередной властью), и передавали свою любовь следующим поколениям. Об этом, кстати, мои повести, отвергнутые чиновным людом, одна из которых уже опубликована, другие готовятся к публикации.
Я надеюсь, что русские люди в эмиграции рано или поздно будут иметь свой настоящий центр без чиновничьего аппарата, территориально расположенный в одной из развитых европейских стран
.
Что на Конгрессы будут собираться люди, по-настоящему радеющие за будущее русского поколения, живущего вдали от Родины, Что решать будут вопросы не бесконечного сведения счетов, или бесконечного награждения друг друга, а деловые, практические вопросы эмиграции.
Хотя бы такой, как выпуск литературы для детей и юношества в двуязычном варианте — на русском языке и языке страны проживания. К сожалению, пока это единственный, реальный путь привлечения эмигрантской молодежи к чтению на родном языке.
Вот тогда портал МСРС не будет мертвым, а в дискуссионном зале будут рождаться новые проекты конкретных дел.
Я надеюсь, что в России, как это принято во многих цивилизованных странах, святое дело возрождение ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ возьмет в свои руки первая леди страны, жена ПРЕЗИДЕНТА. Нынешнего или будущего. И не наскоком, а на постоянной основе.
Так, как это делают супруги президентов других стран в разных аспектах общественной деятельности. Практическая польза от такой работы будет гораздо эффективнее, чем действия чиновного люда, и след свой оставит в истории не только как близкий человек Президента.
Вот такие мысли приходят мне иногда в голову после общения с чиновничьей ратью, которая доминирует даже в сфере общественной жизни. А подробно об этом я рассказал для своих коллег, дабы сегодня они не тратили понапрасну свое время для борьбы с этой демонической силой, а употребляли его на творчество.
Пока есть в мире такие люди как Геннадий Дерткин, как Владимир Ободзински, как Владимир Тихомиров и, наконец, в России — Ирина Репьева, наше дело непобедимо.
В любом случае, после нас останутся КНИГИ, сеющие «разумное, доброе, вечное». Что останется от «АППАРАТА»? Домысливайте сами…

P.S.

За время, которое прошло после написания статьи, произошли два важных события, имеющих к ней прямое отношение.
Во-первых, передрались две группировки израильского отделения Международного Совета Российских Соотечественников. Никак не поделят власть. Центральный Совет направил для разбора комиссию, о чем сообщил сайт этого органа. Других забот у этих деятелей нет. Да, к тому же, мало кто из соотечественников в Израиле вообще подозревает о существовании выразителей их надежд и чаяний. Разве что, узнают из-за скандальной славы…
Во-вторых, и это уже серьезно. Создатели сериала «БРИГАДА» решили продолжить съемки нового сериала, реанимировав исчезнувших героев. Значит, будут новые покалеченные судьбы новых подростков. Что же, деньги не пахнут! Жаль, что некому поставить заслон этим преступникам от искусства.

Опубликовано в независимом ежемесячном
художественно-публицистическом журнале "Другие берега"
Copyright © 2004-2007 DrugieBerega.com

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.