Новости
О нас
Книги
Конкурс
Гостевая
Ссылки

Марина ЕЛЬКИНА

«Не бедствие, а катастрофа!»

О важности детской литературы в развитии и становлении новых поколений россиян сказано много. И понимают это, вроде бы все – и педагоги, и родители, и писатели, и издатели. Но именно так – вроде бы.
Педагоги сейчас замкнулись на круге классических произведений, входящих в школьную программу. Это раньше внеклассному чтению уделялось достаточно много внимания, а теперь и словосочетание такое из школьного лексикона исчезает.
Родители, в большинстве своем, заняты другой проблемой – как и где заработать деньги. Книги для ребенка покупают больше учебные или энциклопедические. В современной детской литературе разбираются плохо, разве что «Гарри Поттер» у всех на слуху. Причем, слух о «Гарри Поттере» до родителя может дойти разный, может – хвалебный, а может – ругательный. И мало кто удосужится эту книгу прочесть, в лучшем случае – кусок фильма посмотрит. Ясное дело, некогда, работать надо! Так что, хвалят – куплю ребенку, пусть читает, ругают – не куплю, нечего отпрыска к оккультизму подталкивать. Ну, а чтобы подобные дилеммы не решать, проще всего купить любимому чаду что-нибудь умное, информативное и, безусловно, полезное. Еще одну энциклопедию, например. И вряд ли задумается рядовой родитель, что энциклопедия подразумевает научный подход к знаниям, что не пишется она одним автором, что печь энциклопедии, как блины, просто невозможно: это должен быть свод знаний, кропотливый, многолетний труд высокопрофессионального коллектива, а не нахватанные по верхам и кое-как, второпях, месяца за два-три обработанные отрывочные, случайные знания одного автора, который зачастую и отношения к предмету изучения не имеет (заказ такой поступил, деньги пообещали хорошие, опять же публикация солидная).
И движут писателями эти три составляющие во всем – заказ, деньги, публикация. И в треугольнике этом комфортно существовать могут только те, кому мало дела до воспитательных и образовательных функций детской литературы. Их не заботит, что из наспех сляпанной «энциклопедии» сложно выудить действительно нужное и познавательное. А в художественной литературе они напрягаются только в том, как бы ловчее скроить сюжет детектива или фэнтази да придумать «серийного» героя, который будет кочевать из книги в книгу. Это не значит, что делать добротную детскую литературу нынче некому. Смысла делать ее писатели не видят. Даже движимые высокодуховными и высоконравственными заботами о подрастающем поколении опускают руки: зачем писать о современном ребенке, если до читателя книга просто не дойдет, ее некоммерческий характер не устроит коммерческое издательство.
Но и издателей понять можно! Продукцию надо сбывать, а риск – дело шаткое, а меценатство – вещь неактуальная. Огромное спасибо надо сказать тем издательствам, которые хотя бы в коммерческие серии не закрывают вход современным авторам. И есть в этих сериях хорошие, умные книги.
Другой вопрос, что не поспевает думающий автор за установленным ремесленниками-графоманами темпом. Каждые полтора-два месяца добротную книгу не напишешь. Тесновато детскому писателю в жанре детектива. Неинтересно детскому писателю варьировать пресловутого «Гарри Поттера». Свое сказать хочется, и не просто сказать, а быть услышанным детьми.
Вот и выходит, что у всех своя правда, а тот, для кого все делается – Ребенок, Подросток – по-прежнему, остается в дураках. Он-то как раз, по большому счету, нужен всем и не нужен никому. Он - лишь абстракция, о которой можно рассуждать.
Писать о детях для детей – дар редкий, уникальный даже. Далеко не каждый писатель умеет говорить с детьми так же, как говорит в своих книгах со взрослыми - на равных, без заискиванья и сюсюканья. И наоборот, почти каждый детский писатель при желании сможет написать книгу для взрослых. Вот и погружаются детские писатели в поток литературы взрослой, растворяясь в большинстве, не находя применения своему уникальному дару.
К сожалению, пора говорить не о бедственном положении в детской литературе, а о настоящей катастрофе. О том, что утрачено практически все наработанное мощнейшей советской детской литературой, о том, что при таком положении дел мы теряем и будем терять поколение за поколением, о том, что проблема современной детской литературы – проблема общая, касающаяся всех писателей. В самом деле, глупо надеяться на то, что дети, не читающие ничего или читающие только серийные детективы, вдруг станут серьезными читателями серьезной литературы. Зачем?! От детективов детских они просто перейдут к детективам взрослым, к легкому чтиву из серии «прочитал и забыл». Так и хочется крикнуть всему писательскому сообществу, всем чиновникам от образования и государственным деятелям: «Оглянитесь! Одумайтесь!»
Совершенно верно, что никакие премии положения не спасут. Нужна серьезная политика государства, нужны крупномасштабные программы, учитывающие все аспекты – условия привлечения талантливых детских писателей, мощный редакторский корпус, не единичные, а разработанные по всем направлениям издательские проекты, работа с библиотеками и школами всей страны, читательские встречи и конференции, серьезные литературоведческие исследования по истории и теории детской литературы. То есть, вернуть и углубить все то, что было раньше. Нужно использовать тот опыт, который был накоплен, а не изобретать велосипед. Это не зазорно, это мудро.
Я думаю, имеет смысл созвать серьезную конференцию, пригласить тех, кто может предложить (писатели, критики, литературоведы, педагоги), тех, кто может поддержать (издатели и меценаты), тех, кто может решать в государственном масштабе (только государство сумеет переломить ситуацию). Только государственное мышление каждого из нас в силах преодолеть не только нынешний кризис, но и последствия уже совершившейся и еще совершающейся катастрофы.
Нужны лидеры! Горькие, Маршаки, Чуковские наших дней. Служители высоких идей, люди неравнодушные, всем сердцем преданные великому делу и великой задаче – возродить, построить вновь Храм Детской Литературы, Храм Детской Души. Их нельзя ждать, ими надо становиться.

«Литературная газета», 12 апреля 2006 года

[назад]

Хотите чтобы информация о ваших произведениях появилась в нашем каталоге, пишите к нам на почту zharptiza (a) rambler.ru ("а" в скобках меняем на @) или в гостевую книгу.

Внимание! Все литературные произведения, находящиеся на сайте, защищены Российским законодательством об авторском праве.